К 70-летию Великой Победы мастера Златоустовской оружейной фабрики изготовили памятный клинок - меч Маршалов Победы. Он выполнен в традициях златоустовского украшенного оружия, которые насчитывают двухсотлетнюю историю. Особенность этого памятного меча в символах: оружие украсила плеяда портретов сталинских маршалов.
Только златоустовские мастера могут так виртуозно написать историю Великой Победы на одном клинке. Идейный замысел передают самые значимые символы войны: памятник Родина-мать, монумент Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, орден «Победа», Спасская башня, поверженный Рейхстаг. И конечно, портреты самых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, ведь памятный клинок создатели назвали меч Маршалов Победы. В этом произведении златоустовских оружейников воедино слились история Отчества и их мастерство.
Изготовление меча потребовало больших творческий сил и таланта. Над его созданием трудился целый коллектив. Автор эскиза – лауреат государственной премии Александр Шаланов, художники-граверы Василя Зайнутдинова и Виталий Нашатырев, слесарь-оружейник Максим Викулин, химик-гальваник Михаил Храмцов. От эскизных работ до готового изделия прошел год. Этот срок оправданный, ведь каждая деталь меча выполнена вручную, а их около полусотни от мелких болтиков до самого клинка.
Рукоять венчает головка в виде звезды победы. Навершие украшают накладные звезды и герб Советского Союза – геральдический знак того времени, они находятся в обрамлении лавровых и дубовых ветвей – символов чести и славы. По боковым сторонам навершие вставлены ордена победы. Эта ювелирная работа мастеров, ордена точно скопированы, с одной лишь разницей рубины и бриллианты заменили другими полудрагоценными материалами.
Ниже по рукояти расположились барельефы двух значимых памятников, каждый на отдельной детали. У «Родины-мать» с обратной стороны - символ «Щит и меч» с надписью 70 лет Победы. На другой детали - объемное изображение монумента Воину-освободителю и орден победы. Ниже маршальская звезда, она находится в центре гарды. Это перекрестие, отделяющее рукоять от клинка, потребовало творческого подхода, терпения и профессионализма от слесаря и гальваника. Работать с медью трудно, металл мягкий, нельзя зажать в тесках. Мастеру-оружейнику пришлось трижды возвращаться к гарде, пока не получилась «идеальная» форма, какую планировали. Для гарды были использованы две технологии гальванопластики: первая - изготовление по резиновым формам и вторая – наращивание меди поверх материала. Первоначально была изготовлена пластилиновая гарда. Затем на пластилин был нанесен слой меди, он был доработан. Была снята резиновая модель. Затем с резиновой модели снята восковая модель. На воск нанесена медь, то есть изготовление прошло три этапа. Гарду украшают маршальские погоны – эта копия настоящих. Их украшают герб, звезда – каждая деталь выточена и обработана вручную.
Неповторимой деталью этого меча – стали ножны. Их уникальная особенность и в символике, и в изготовлении. История холодного оружия России еще не знала памятного клинка, посвященного Маршалам Победы. Их девять – сталинских полководцев. Галерею портретов возглавляет сам Верховнокомандующий. В изготовлении рамки была применена гальванопластика, использовалась подрезка, подгонка требовала высшего пилотажа. Сами портреты выполнены в стиле пуантилизма. Точечный метод нанесения был освоен художниками-граверами оружейной фабрики в середине прошлого века. Об этом направлении в искусстве уральских мастеров хорошо известно ценителям златоустовской гравюры. Нанести миллион точек – работа, и без того, кропотливая. Но мастера пошли дальше – портреты маршалов выполнены в миниатюре. Художнику-портретисту приходилось работать только с увеличительным стеклом.
Душой белого оружия является клинок, он выполнен в вековых традициях златоустовского украшенного оружия: травление, синение, никель, золото. На самом верху клинка – Спасская башня, за ней - оборона Москвы, памятник Минину и Пожарскому, на лентах идут Города–Герои: Москва, Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Брест, Керчь. Под «ногами» наших отечественных символом - поверженный Рейхстаг и штандарты нацисткой Германии. Это фрагмент Парада Победы 1945 года, когда фашистские флаги сбрасывали у стен Кремля. Наконечник клинка украшает Звезда Героя. С обратной стороны лишь одно изображение – Вечный огонь Славы.
Думаю, в творческом отношении это изделие будет признано как высокохудожественный образец холодного оружия. Но есть еще очень важный духовный, патриотический момент. Я бы сказал так: возьми златоустовский памятный клинок и прочти историю Великой Победы!
Валерий Томея - генеральный директор ЗОФ